Добавить в закладки...

Народные промыслы, Глина

Плешковская глиняная игрушка

Плешковский промысел - один из древнейших промыслов центра России. Деревня Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась "плешь" - плешина. Оттого и название осталось - Плешково.
Плешковская игрушка
Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна делали плешковцы из глины горшки да разную утварь. "Посуду" делали, что звон",- вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.
Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом.
Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов. По заверениям местных жителей эта игрушка зародилась в честь праздника "Свистуньи". Когда звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось.
Предполагается, что роспись плешковских игрушек - свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха - это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая - "травня" (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение. Любимые сюжеты плешковских мастеров - домашние животные и птицы.
Птица (петух, курица, утица) - главный древний смысл - оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа".
Петух - представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка - загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен - дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями.
Олень - был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое. "Русская троица" - между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура - изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья - разновидность "русской троицы", справа и слева кони - солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа - весна- красна, слева - осень-матушка. В центре - фигура Великой Богини. Чья главная функция - помощь людям.
Баран - знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье - при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит "ржаной" козел или корова.
Баба - связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы.

Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества - хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков - двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии - знаки падающего дождя, и волнистые - земля, наполненная дождем.
Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, "Мать Сыра Земля" - это земля, Ливенская игрушкаспособная дать жизнь всеми живому.
Большим успехом плешковские игрушки пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США и Италии.
Во многих музеях можно встретить плешковскую игрушку. Это:



В настоящее время практически полностью исчезло производство плешковской игрушки. Лищь несколько мастеров изготавливают эти игрушки в наши дни.

 

Источник http://articles.agronationale.ru/