Добавить в закладки...
Фотография Свистульки. Свистульки, игрушки из глины.

Филимоновская игрушка.

Ты встречал когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную полосатую корову? А может, видел лошадь с длинной, как у жи-рафа, шеей? Нет, конечно, такого в жизни не бывает. Ну а если пофантазировать? Только это очень трудно - увидеть окружающий мир глазами доброго волшебника и поведать о нем людям!

В самом центре России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Фи-лимоново, а рядом, через овраг, другая - Карасенки.

Вдоль проселочной дороги двумя неровными рядами выстроились кирпичные домики. Войдем в один из них. Пробивающийся через окна свет скупо освещает темные, "натруженные" доски стола и лавок, беленую печку, вышитые занавески и накидки. Кажется, что особенного? Обычный деревенский быт. Но когда хозяйка дома Евдокия Ильинична Лукьянова, маленькая сухонькая старушка, вносила и ставила на стол вылепленные из глины яркие, полосатые фигурки, происходило чудо: радостный мир игрушек преображал простую деревенскую избу...

И правда, какое завораживающее зрелище представляют собой простодушные барыни с птичками-свистульками в руках разнаряженные в пестрые юбки до пят и кокетливые шляпки; забавные солдаты в мундирах с погонами, полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках - тоже почему-то с уточками под мышкой; лихие всадники в фуражках с козырьком, ловко управляющие стройными конями. А сколько всякого зверья собралось здесь - просто глаза разбегаются: медведи, бараны, олени, коровы,курочки и петухи! Только очень уж чудной вид у всей этой живности - полоса-тые, как зебры, разноцветные, с длинными жирафьими шеями и обязательно с "голосом"-свистком. Свистулька - ее еще называют в разных местах сопелкой, гуду-хой, улюткой, соловьем - древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от души умершего. Любят древнюю игрушку в Филимонове. Места здесь очень красивые, земля богата высокосортными глинами. Вот и стали местные крестьяне издавна заниматься побочным делом - изготавливать глиняную посуду и игрушки. А первым был, по старинному преданию, пришлый человек Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки, а место, где он поселился, так и прозвалось Филимоновым. Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их "свистулечницами". Помогали им в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Игрушки, или "забавки", стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины не покладая рук: днем - хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы все вместе и при свете лучины лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. А весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная и сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне того большого оврага, что разделяет две деревни, строили из кирпича печи, в которые плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Закрывали все сверху черепицей, обкладывали березовыми дровами и поджигали. По рассказам очевидцев, обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая добела раскаленные горшки и игрушки.

Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые мужики, бабы, ребятишки. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенными взорами в виде игрушечных коней, медведей, всадников, во время обжига поменявших свой естественный серо-синий цвет на нежно-белый с розовым или желтоватым отливом. Игрушки открывались во всей своей первозданной красоте: великолепная длинная шея с маленькой головкой плавно переходит в упругое, крепкое туловище зверя с высокими ножками и вздернутой вверх укрупненной задней частью с коротким хвостиком-свистком. И хотя эти основные пластические формы повторяются во многих игрушках, разных глиняных животных ни за что не перепутаешь друг с другом.

Но почему все-таки столь длинная шея у филимоновских зверушек? Дело в особых свойствах местной глины, которую за свой цвет прозвали "синикой". Глина эта удивительно пластична и податлива. Быстрыми движениями игрушечница сминает, вытягивает, сглаживает формы будущей свистульки. То из короткого толстого куса прямо на большом пальце формует юбку-колокол для барыни, а затем и всю ее фигурку ловко лепит из оставшегося сверху материала. То так изгибает жгут, что получается туловище животного, из которого вырастают четыре ножки и длинная шея с маленькой приплюснутой головкой на конце, а в полом утолщении задка острой палочкой-"пичужкой" протыкает две дырочки для свистка. Затем во время первоначальной просушки мастерица то и дело подправляет, удлиняет просевший и подсохший материал. Фигурки становятся от этого еще более изящными и легкими с виду. Но красота и оригинальность не только в особых качествах местной глины, пластичность которой мастерицы прекрасно используют. Народные художники не просто видят в игрушке какого-то конкретного зверя или птицу, но пытаются через свои творения выразить особое отношение ко всему на свете. И в этом - глубокие традиции крестьянского искусства. Своим фантастическим обликом свистульки деревни Филимоново дают людям возможность увидеть повседневную жизнь в другом - праздничном и сказочном виде. Правда, здесь необходимо оговориться: расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. До сих пор игрушечницы пользуются для росписи куриными и утиными перышками, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно",- говорят женщины. Поначалу краску разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон - краски стали более прочными, но и яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине причудливыми полосочками желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Попадаются в узорах и очень древние мотивы - круг-солнышко, елочка, крест, звезда, розетка, которые часто встречаются и в других видах народного искусства. Каждая иг-рушка не повторяет узор другой, хотя есть некоторые привычные приемы росписи. Например, кофты у барынь и рубахи у солдат обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнаменты на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь легкими живыми мазками прорисованы точки-глаза, дуги-брови, пятнышко-рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. Раньше в деревне дом перед домом соревновался - кто лучше распишет свистульки. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо-развлечения". Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. В наше время мастерицы уже не на базар везут свои изделия, а на художественные выставки. Более того, музейные работники сами приезжают к ним за покупками. Филимоновскую игрушку восторженно принимали зрители Парижа, Монреаля, Токио, Малайзии. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 сантиметров в высоту). Превратившись в скульптуру малых форм, игрушка меняет и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом. Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему.

Народная игрушка - явление в русской культуре очень значи-тельное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
Юный художник, 1992


Hosted by uCoz