Добавить в закладки...

Игрушки-свистульки

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.

Последовательность лепки свистка-«оленя» та же, что и при лепке филимоновского свистка-птички (см. предыдущую статью в этом разделе). Указательный палец обкладывают глиной и формуют кувшинчик столстым дном (1.1). Затем протыкают отверстие в донышке, сверху выполняют клиновидный вырез (1.2). Из запаса глины, который предусматривается заранее, лепят задние ноги (1.3). Отдельно лепят туловище, передние ноги, голову и рога (1.4). Готовые части соединяют друг с другом, смочив места соединения водой или жидкой глиной (1.5).

Лепят игрушки-свистульки и по-иному. Из глины скатывают шарик, который расплющивают до тех пор, пока не получится круглая пластинка толщиной около 3—4 мм (рис. 2.1). Следующий этап лепки напоминает приготовление пельменей.

Пластинку сгибают пополам и соединяют края крестиком (2.2). В результате получается вытянутая пустотелая форма с двумя выступами (2.3). Из одной ее части лепят мундштук, а из другой, более вытянутой, — шею и голову коня (2.4).

Затем приступают к озвучиванию свистульки. Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкают отверстие и делают внизу клиновидный вырез (2.5). Настраивают свистульку так же, как и фили-моновский свисток. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.

Для росписи свистулек можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так ипосле нее. Художник сразу же видит окончательный результат, в то время как с керамическими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь.

Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

 



A так-же статьи на тему:
  1. Как сделать свистульку из глины?
  2. Лепка филимоновской женской фигурки с птичкой свистулькой в руках



Hosted by uCoz