Л.Ю.
Читнаева,
научный сотрудник Дома фольклора и ремесел
Каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далекое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек, наше собственное детство. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера-игрушечника, а то и старание, творческое самовыражение самих детей. Попробуем и мы всмотреться в отдельные игрушки из глины, чтобы понять, какой большой смысл и великая красота могут скрываться в малой вещице.
Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке. Её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.
Пожалуй, самыми распространенными в народе изделиями из глины стали игрушки, - предметы, сопровождающие человека с детства до глубокой старости. Глина приносит немало удовольствия во всяком возрасте: и в детстве, в котором можно вволю испачкаться в глине, сотворив из нее нечто, радующее старших, и после, когда незамысловатые глиняные фигурки, стоя где-нибудь на полках, в шкафах, этажерках, радуют глаза воспоминаниями о золотой поре…
Глиняная игрушка широко любима во многих областях
России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические
традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми
обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в игрушках повторяются изображения
женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами
важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный
полуфантастический характер. Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма
примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевает изменения, отражает
новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления
игрушки появляются изображения людей — представителей разных социальных
слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных
мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще
встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. Что
особенно привлекает мастеров в жанре глиняной игрушки? Как утверждают
игрушечники – возможность связать народное наивное искусство, свойственное
игрушке и профессиональное мастерство художника.
В силу
исторических особенностей центры керамического производства у каждого
народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась
технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной
традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом
регионе нашей страны.
Иркутская область не осталась в стороне от столь распространенного ремесла. Во многих районах области живут мастера глиняной игрушки, творчество которых самобытно и неповторимо. Конечно, искусство глиняной игрушки зародилось в Сибири значительно позднее центральных районов России, и подробного изучения этого вопроса еще не проводилось. Однако сей факт может вызывать особенный интерес, так как настоящее время можно вести речь о формировании школ по изготовлению глиняной игрушки. Именно в Иркутской области, где в последние годы на рынке стали появляться игрушки, сделанные нашими собственными мастерами. Появление одной такой школы, если можно так громко назвать изготовление глиняной игрушки семьи Фридман, наблюдается в г. Усолье–Сибирское.
Усольская игрушка обязательно расписная, ее отличает изысканность цветовой гаммы, благородная простота элементов орнаментов, органичная связь объема и орнамента. Работы лепятся вручную и расписываются свободно, каждый раз в новом варианте. Барашки, кони, медвежата, барышни. Эти образы достаточно традиционны. Глиняная игрушка семьи Фридман в последние годы стала, пожалуй, ближе к жанру мелкой пластики, чем непосредственно к игрушке. Вместо отдельных игрушек все чаще появляются многофигурные композиции. Таковыми являются: «Иркутский базар начала века», «Коренные народы Сибири», «Рождество» и др. Именно жанровые сцены позволяют говорить о творческом росте авторов. Работы становятся более интересными, привлекают внимание точностью и подробностью изображения деталей, приобретают элементы исторической достоверности. Однако росписи предшествует кропотливая исследовательская работа по изучению особенностей народного костюма, подбору цветов. Именно поэтому такими яркими получаются образы бурят, эвенков или тофов.
В г. Иркутске около 10 лет при школе № 19 работает Школа художественной керамики, программа которой давно выросла за рамки образовательной школы, так как в ней получают профессиональную подготовку не только дети, но и взрослые мастера глиняной игрушки, объединившиеся в иркутскую общественную организацию «Данко».
Глиняная игрушка мастеров «Данко» имеет свои характерные особенности. Многолетняя работа преподавательского состава школы, постоянное совершенствование мастерства педагогов и учеников выработали определенные принципы в изготовлении и оформлении игрушки: максимальная простота форм, терракота, иногда глазурирование, символизм орнаментов. Как утверждают авторы, очень кропотливо прорабатывается сибирская тематика, благодаря которой появляются образы, рожденные сибирскими, бурятскими мифами и легендами. Все игрушки, - а это и нерпята, лоси, бараны, а также фигурки эвенков, богатырей, как правило, являются свистульками. Причем, мастера-данковцы, организуя народный промысел глиняной игрушки в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», уже сами являются продолжателями старых традиций и зачинателями новых.
И это очень хорошо, что в Сибири появляются свои
первые ласточки,- игрушки, не только радующие детвору, а также служащие
методическим материалом для творческих студий, мастерских Домов творчества,
клубов и прочих детских объединений. Тем и интересна глиняная игрушка, что она
очень своеобразна. За видимой простотой таится мудрость многих поколений
мастеров-игрушечников, поиск и творческие искания.
И
невольно рождаются мысли: «А разве мы также не могли бы? Разве не
пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать, а
не читать по книгам сказки, мастерить самим, а те только
покупать готовые игрушки?» И чем больше таких вопросов и сомнений, тем сильнее
желание узнать больше о настоящем игрушечном мастерстве.