Как-то, копаясь на огороде, наткнулся Николай Петрович на старинную глиняную птичку, отмыл ее и отнес в музей. Находка запала в душу. А в восьмидесятые годы, будучи методистом Орловского управления культуры, Николай Петрович увидел в Ливенском районе плешковскую барыню с младенцем на руках. Это была любовь с первого взгляда.
Эта игрушка показалась ему очень необычной и понравилась буквально всем — простотой и выразительностью, сочной красочностью, какой-то трогательной, дышащей стариной непроработанностью.
— Старые мастера ведь как расписывали свои произведения — пальцем, тряпочкой, перышком, — говорит Николай Петрович, — вот и получалось этакое архаично-милое «тяп-ляп».
Однако каждый мастер знает, что все линии, все незатейливые полосочки и кружочки, которыми расписаны эти птички и коняшки, не что иное, как набор символов.
Конь символизирует силу и движение солнца, птица — защиту,
корова — богатство и плодородие.
Современные люди в это тоже верят. Однажды на выставке к Комову подошла женщина и, попросив продать глиняную корову, сообщила, что, мол, хочет фермерством заняться и для начала вот счастливый талисман решила приобрести.
Однако для большинства покупающих плешковская и чернышенская игрушки — это просто часть их драгоценной коллекции. Коллекционируют народную игрушку зачастую весьма серьезные люди, трепетно относящиеся к истории родного края.
Николай Комов попробовал делать не только орловские игрушки, но и абашевские (Пензенская область), романовские (Липецкая), на специальных курсах в Москве учился. Но при всей любви и уважении к другим милее, чем своя плешковская, так и не нашел.
— Плешковская игрушка более праздничная, — считает Николай Петрович, — там сама глина нарядная: блестящая, с вкраплениями слюды, при лепке сочная, мягкая как пластилин. Сама игрушка такая возвышенная, самодовольная, самолюбующаяся. Чернышенская попроще, но тоже интересная, она как бы вся в движении: петухи клюют, всадники скачут… И всегда в этой игрушке есть юморной подтекст.
Чтобы попасть на выставку или праздник, глиняные игрушки проделывают большой путь. И работа мастера весьма долгая и трудоемкая. Для начала нужно добыть глину, которая порой залегает на глубине трех метров, хорошенько промыть ее, удалив все до одного мелкие камешки. Если в игрушку-заготовку попадет пузырек воздуха или твердая крупинка, при обжиге в печи ее просто разорвет на части. В муфельной печи, нагревающейся до 900 градусов, игрушки обжигаются несколько часов, потом сутки остывают. У росписи также много своих правил и секретов.
Изготовление глиняных игрушек — это особая отрасль гончарного мастерства. Поэтому прежде чем начать работать над игрушкой, Николай Петрович два года постигал азы гончарного искусства у признанного орловского мастера Петра Логвинова. Тот зорким опытным глазом завидев даже незначительный брачок, по первости говорил ученику: «Ломай, нечего уродов лепить». Однако вскоре Комов и сам стал хорошо видеть и чувствовать глину. Самым главным его учеником и помощником стала жена Елена Федоровна, по профессии инженер-технолог. Влюбившись в игрушку, она теперь порой подгоняет мужа: «Сделай партию. Расписывать очень хочется».
Занимаются Комовы игрушкой больше для удовольствия. Заработать на этом деле даже не пытались, слишком трудоемкий процесс изготовления, да и не хочется ставить на поток то, что греет душу. Так что «выходы в свет» случаются не часто. Вот скоро на троицких хороводах Комовы свои игрушки представят. Также готовят партию на заказ для Филимоновского музея глиняной игрушки (Тульская область). На Масленицу выходят со своей глиняной братией в парк народ повеселить. Особенно любит их птичек-свистулек детвора. Как только нежная трель глиняной птицы заслышится, в воздухе словно весной повеет.
Иногда Николай Петрович отступает от канонов и придумывает что-то свое. Например, длинную забавную таксу. Увидев однажды смешную зверюшку на столе среди других игрушек, один мальчик радостно закричал: «Собакасосиска!»
Игрушки, они вообще для радости нам даны — и детям, и взрослым.
|